Л.Н. Мукаева
Гора Белуха как природный комплекс и духовно-сакральный
символ Алтая
Главная горная вершина Катунского хребта Белуха, расположенная на стыке России и Казахстана, издавна является особым сакральным местом и мистическим символом для алтайского, старообрядческого, русского, казахского населения. Белуха в историческом прошлом и настоящем играет важную роль в духовной культуре народов Алтая.
Для научного мира и общественности она оказалась открытой сравнительно недавно, после вхождения Горного Алтая в состав России. Изучение Белухи началось с экспедиций А.А. Бунге и Ф.В. Геблера. В дальнейшем, история ее исследования была тесно связана с именами известных российских ученых В.В. Сапожникова, В. А. Обручева, Троновых, В. И. Верешагина, П. Н. Крылова, финского исследователя Г. Гранэ. Первым о Белухе (Катунских столбах) сообщил А.А. Бунге, которому местные староверы рассказали, что бело-молочная Катунь вытекает из Белого озера, расположенного у подножья Катунских столбов. Он решился посетить это озеро, вода которого, как ему говорили уймонцы, походила на густые сливки. Но Бунге смог только подняться к месту слияния двух мощных горных потоков. До Белухи, которую он не увидел, он не дошел всего полкилометра. Это удалось Геблеру, который установил, что Катунские столбы представляют высшую вершину хребта.
До сих пор не ясно происхождение названия. Во времена А.А. Бунге гора русскими староверами именовалась Катунскими столбами. Впоследствии утвердилось новоё название — Белуха, По версии ученого ВВ. Сапожникова, этот топоним русского происхождения. Русские крестьяне так назвали вершину, покрытую вечным снегом и отличающуюся необыкновенной белизной В исследовательской литературе ХIХ в. самая высокая вершина Катунского хребта, представляющая собой очень красивую белоснежную корону из двух вершин: Восточной и Западной, именовалась Алтайским Монбланом. Пики Белухи хорошо просматриваются издалека, поэтому исследователям в глаза бросалась необычная форма горы в виде двух белых, ослепительно блистающих на солнце, величественных столбов (рогов, конусов, шпилей, шпицев, пирамид). В научной и художественной литературе закрепились такие образные выражения, как двурогая корона, двурогая вершина.
Казахи, проживающие к юго-западу от Белухи, за сверкающие под солнцем ледники называли ее Мус-ду-тау (Ледяная гора) или Ак-тау (Белая гора). По сути, казахский и русский варианты топонима обозначают одно и тоже. Традиционное алтайское название — это Кадын-Бажи, то есть вершина Катуни или дословно голова Катуни что соответствует неразрывной связи двух символов Алтая: самой высокой горы и главной священной реки. Об этой же связи реки и горы свидетельствует и русский аналог топонима — Катунские столбы. Существуют и другие названия на алтайском языке, такие как Ак-Суру (с белой водой), Уч-Айры, или гора с тремя разветвлениями. В настоящее время более распространенным является алтайский топоним Уч-Сумер Указание в алтайских наименованиях трёхглавости Белухи породило мистические загадки о третьей вершине.
Высота горы такова, что в досоветское время местные староверы без всяких измерений понимали, что Белуха доминирует над остальными горными вершинами. Они говорили: «Все горы оказались под горой».
В настоящее время Белуха представляет собой самый интересный для альпинизма, горного туризма природный объект Горного Алтая, наиболее посещаемый туристами. В то же время, в глазах местного русского и алтайского населения — это сакральное место имеющее важную этнокультурную ценность и мистическое значение. Комплекс Белухи занимает особое место в системе ценностей алтайского этноса, южно-алтайских казахов и староверов. Общеизвестно, что у местных жителей высокие снежные горы, покой которых они старались не нарушать без особой нужды, всегда служили предметом духовно-мистического почитания. В досоветское время никто из них не смел подниматься на вершины гор: ведь дух (Хозяин) Алтая обитает на самой высокой горной вер шине. Поэтому понятно особенное и трепетное отношение алтайцев к Белухе. Местные жители боялись близко подходить к этой священной горе, опасаясь потревожить Хозяина гор. В дореволюционное время, когда традиции тщательно соблюдались, многие алтайцы-охотники великолепно знали горные тропы до снежных перевалов включительно, но только до подножья заповедных гор, которым они давали общее название Иик (Ыик). Дальше они не смели идти. В начале ХХ в. последним населенным пунктом перед подножием Белухи было алтайское поселение в Ак-кемской долине. Еще с большим трепетом к высочайшей вершине Алтая относились южно-алтайские казахи, которые боялись поднимать глаза на сверкающие величественные шапки двурогой Белухи.
Для русских охотников снежные вершины и ледники Белухи в смысле охоты на диких животных не имели особой привлекательности. В ХIХ - начале ХХ вв. никто из местных староверов, за исключением проводников В.В. Сапожникова, на склонах Белухи не бывал. Один предприимчивый охотник попытался взойти на Белуху со стороны Катунского ледника, но крутизна склона и широкие трещины не позволили ему совершить восхождение. Но такие попытки были единичными. В досоветское время о Белухе писали, что на ее вершине никогда не бывала нога человека. Видному исследователю Катунских ледников В.В. Сапожников у удалось подняться только на Седло горы. Сорвалась попытка восхождения на Белуху, предпринятая иностранным путешественником С. Тернером в марте 1904 г. На вершину горы удалось подняться Троновым, и только после нескольких неудачных попыток, в 1914 г.
В настоящее время Белуха как один из основных объектов горного туризма и альпинизма, конечно, посещается местными жителями. Но как и в старину, Белуха по-прежнему является священным символом для всех алтайцев и других народов.
Для алтайцев образ священной Белухи окружен многочисленными мистическими запретами. По алтайским поверьям, не разрешается шуметь, громко разговаривать у подножья Белухи, иметь при себе железные предметы. Возле нее алтайские охотники никогда не охотились. На перевалах, ведущих к вершине, повязывались особые ленты (кыйра) и сооружались обоо-таш – туры из камней. Но в непосредственной близости от Белухи в досоветское время не было ни повязанных лент, ни обоо-таш. Мужчины могли придти помолиться Хозяину Алтая, но только до определенной черты у подножья горы. Женщинам никогда не разрешалось близко подходить даже к этой черте. Для местных жителей священная гора Белуха есть символ чистоты духа и центр мироздания. По алтайским поверьям, Белуха является пуповиной земли. Не случайно, в индуистской мифологии Белуха есть именно та гора (Меру), на которой держится весь мир.
С Белухой и окружающей ее территорией связано много легенд, мифов, преданий, поверий, былей, а также конкретных знаний. Есть такая легенда. Будет на земле время землетрясений, наводнений. Начнется война, и погибнет много людей. Но перед Белухой все остановится. Из горы выйдет женщина, она прекратит войну; и после этого начнется «золотой мир». Интересно, что на Белухе есть гора в виде женщины с ребенком. Есть и другая легенда о том, что перед концом света упадут все вершины Белухи. Вот почему частичное обрушение одной из глав горы перед Первой мировой войной породило тревогу у населения. Существует русско-алтайское поверье о затерянном в Катунских горах камне в форме сердца. Как его ни искали, никто не мог его найти. Некоторым современникам в видениях является дух Белухи, который запрещает людям подниматься на гору и совершать восхождение на ее вершины. Появление горного духа в таких видениях означает предупреждение людям о том, чтобы не засоряли горы, которые должны оставаться чистыми.
Согласно экологическим традициям алтайского, русского, казахского населения, все источники, находящиеся под Белухой, — это целебные аржаны. Лечебными являются месторождения желтой, серой, голубой, белой, красной глины в прилегающих к Белухе отрогах. В глазах местного населения Белуха имеет и эстетическую ценность. С нее берут начало самые красивые реки Алтая, здесь находятся самые популярные природные объекты — озера и водопады. Необычные горные и речные пейзажи Белухи вызывают мысли о бесконечности времени, являются мистическим сюжетами изобразительного искусства. Так, тема Белухи как духовно-сакрального символа Алтая отразилась и в творчестве алтайского художника-пейзажиста Г.И. Чорос-Гуркина.
Свой вклад в мистику Белухи внес российский путешественник и художник Н.К. Рерих, побывавший в Усть-Коксинском районе летом 1926 г. В беловодских легендах местного старообрядческого населения Рерих увидел аналог гималайским преданиям о Шамбале, таинственной стране, открывавшейся только праведникам и просветленным. Недаром теме Белухи художник посвятил картину с одноименным названием. Современные последователи Рериха — рерихианцы, для которых горно-алтайский регион является более доступным по сравнении с гималайским, именно в районе Белухи пытаются отыскать Беловодье-Шамбалу. Для них Белуха является воротами в эту страну.
Современные мистики в продолжение учения Рериха считают, что между самой высокой вершиной Алтая и Гималаями существует некий энергетический мост. Здесь, утверждают они, происходит энергетическая подпитка человека, способствующая увеличению продолжительности жизни, молодости и даже обретению бессмертия. Для рерихианцев Белуха и подступы к ней — это место связи с космосом.
В настоящее время гора Белуха, представляя музей геологии и тектоники под открытым небом, является привлекательным объектом дня ученых, экологов и делового мира. Велико ее значение для развития познавательной и спортивной рекреации: альпинизма и туризма. Понятно, что на сегодняшний день Белуха — один из самых посещаемых природных объектов России среди отечественных туристов, а также ближнего и дальнего зарубежья. Каждый год тысячи туристов со стороны России и Восточного Казахстана посещают этот живописный высокогорный район. Наплыв туристов к Белухе особенно увеличивается в годы так называемых «концов света». Например, в августе 1999 г. мистически настроенные люди, действительно готовящиеся к концу света, тысячами пришли к Белухе.
Таким образом, Белуха представляет собой важный сакральный комплекс большой этнокультурной и научной ценности, который нуждается в особой защите государства.